1.1. Изучение разнообразия типичных и нетипичных деревьев и кустарников на территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к нему территории)
Воспитателями создана карта-схема территории учреждения дошкольного образования. Совместно с воспитанниками на ней отмечены деревья и кустарники, находящиеся на территории учреждения. Воспитанники знают и умеют находить в природе не менее трёх видов типичных деревьев и кустарников ближайшего окружения.
Дата проведения: ноябрь 2024
Количество участников: 12 воспитанников разновозрастных групп №3,4
Выставка поделок «Осень в гости просим»
В детском саду прошла традиционная выставка осенних поделок «Осень в гости просим». Много разных красивых экспонатов радуют глаз и украшают группу. В изготовлении поделок из разных природных материалов участвовали родители со своими детьми.
Дата проведения:04.11.2024. Участники: воспитанники, родители воспитанников групп.
Наблюдение «Сравним деревья и кустарники»
Дата проведения: 14.11.2024.
Количество участников: 12 воспитанников разновозрастных групп №3,4
Игра-занятие «Деревья и кустарники зимой»
Задачи:
-формировать знания об особенностях жизни деревьев и кустарников в зимний период, умения выявлять причинно-следственные связи в природе ;
-расширять и систематизировать знания о способах приспособления к условиям жизни в зимний период (состояние покоя, значение коры );
-развивать познавательную активность, наблюдательность;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Дата проведения: 20.12.2024.
Количество участников: 12 воспитанников разновозрастных групп №3,4
Занятие-экскурсия «В гости к нам пришла весна»
Цель занятия: формировать представления детей о сезонных изменениях в природе весной.
Дата проведения: март 2025
Количество участников: воспитанники разновозрастной группы №4
1.2. Изучение видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к нему территории)
Занятие по образовательной области «Изобразительное искусство» «Цветы луга»
Цель: развивать интерес к изобразительной деятельности, формировать представления о способах создания предметной аппликации из различных материалов, воспитывать эстетические чувства.
Дата проведения: 13.05.2025.
Количество участников: воспитанники разновозрастной группы №3
Занятие по образовательной области «Ребенок и природа» «Первоцветы»
Цель: формировать представления воспитанников о первых весенних цветах, развивать умения распознавать и называть 3-4 вида травянистых цветущих растений.
Дата проведения: 14.03.2025.
Количество участников: воспитанники разновозрастной группы №3
Познавательно-практическая деятельность «Дикорастущие травянистые растения»
Цель: формировать представления о дикорастущих травянистых растениях, развивать умения распознавать и называть 3-4 вида травянистых цветущих растений.
Датиа проведения: май 2025
Количество участников: 12 воспитанников разновозрастных групп №3,4
1.3. Изучение разнообразия птиц на территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к нему территории)
Наблюдение на прогулке «Птицы нашего участка»
Дата проведения: январь 2025
Количество участников: 12 воспитанников разновозрастных групп №3,4
Синичкин день
12 ноября в Беларуси отмечают Синичкин день. Считается, что к этому дню зимующие птицы перебираются поближе к населенным пунктам. Так, шансы найти пищу у птиц увеличиваются. Вот и ребята разновозрастной группы №3 вместе со своим воспитателем Жалтко В.И. решили помочь птицам. На своей игровой площадке они повесили кормушку. И теперь каждый день, выходя на прогулку, будут подсыпать туда корм для птиц. А ещё ребята на занятии кружка сделали красивые поделки с изображением синичек.
Дата проведения: ноябрь 2024
Количество участников: воспитанники разновозрастной группы №3
Занятие с использованием ИКТ «Угадай, чей голосок»
Задача: Развивать умение узнавать и называть виды перелетных птиц (кукушка, синица, скворец, грач, ворона и др.) территории учреждения дошкольного образования и прилегающей к нему территории по звукам, которые они издают, и внешним признакам, различать голоса птиц и животных.
Дата проведения: ноябрь 2024
Количество участников: воспитанники разновозрастной группы №4
Занятие «Перелетные и зимующие птицы»
Задачи:
-формировать представления детей об изменении в жизни птиц с приходом зимы;
-развивать умение узнавать и называть перелетных и зимующих птиц;
-воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.
Дата проведения: январь 2025
Количество участников: воспитанники разновозрастной группы №4
Занятие «Птицы на кормушке»

Дата проведения: февраль 2025
Количество участников: воспитанники разновозрастной группы №3
Выставка рисунков «Птицы родного края»

Дата проведения: апрель 2025
Количество участников: воспитанники разновозрастной группы №4
1.4. Изучение разнообразия наземных насекомых на территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к нему территории)
Бабочка Майский жук Муравей Пчела
Стрекоза Комар
Воспитатели вместе с воспитанниками изучили и нанесли на карту-схему места наблюдения наземных насекомых. Воспитанники знают и умеют определять не менее 5 видов беспозвоночных животных ближайшего окружения.
Дата выполнения: май-июнь 2025
Участники: воспитатели и воспитанники разновозрастных групп №3,4
Выставка рисунков » Ползают, летают, прыгают»
Дата выполнения: апрель 2025
Участники: воспитанники разновозрастной группы №3
Наблюдение «Где живут насекомые»
Дата выполнения: март-июнь 2025
Участники: воспитанники разновозрастных групп №3,4
1.5. Провести анализ ситуации по биоразнообразию на территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к нему территории) и разработать план действий по увеличению биоразнообразия данной территории
Анализ ситуации по биоразнообразию на территории учреждения дошкольного образования
Всем известно, что ничто так благотворно не действует на человека, как общение с природой, в том числе с миром растений. Экологическое воспитание невозможно без достаточно развитого у детей интереса к природе, а одним из условий, необходимых для развития такого интереса, является эколого-развивающая среда. На территории детского сада ребенок проводит много времени. От того, насколько она будет ухоженной, красивой, разумно спланированной, совмещающей любование природой с решением вопросов экологического, нравственного, художественного воспитания, будет зависеть, каких детей мы воспитаем. Создание обогащенной эколого-развивающей среды в детском саду рассматривается не только как условие, но и главным образом — как метод экологического воспитания.
На территории нашего дошкольного учреждения много многолетних травянистых цветочно-декоративных растений — около 10 видов, однолетних травянистых цветочно-декоративных растений – 9 видов, лиственных пород деревьев и кустарников — 8 видов. На прилегающей к детскому саду территории расположен луг, водоём. Вместе с детьми изучали растительный мир данной территории: особенности строения, особенности произрастания растительных организмов, приспосабливаемость к условиям обитания. Установлено произрастание разнообразных видов дикорастущих травянистых растений. В процессе изучения биоразнообразия на территории детского сада, было установлено, что она является местом обитания для многих птиц и насекомых. Воспитанниками выявлено, что на территории обитает достаточное количество скворцов, синиц, воробьёв. Поэтому ребята пришли к выводу о необходимости установки кормушек, скворечников.
Для расширения видового биоразнообразия на территории государственного учреждения образования с целью использования его в образовательной среде был составлен план по увеличению биоразнообразия на территории детского сада.
—План действий по увеличению биоразнообразия на 2024-2026г
Экомаршрут «Зелёные тропинки детского сада»
1.6. Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц
Акция «Столовая для пернатых друзей»
На игровых площадках нашего детского сада появились домики-кормушки для птиц! Кормушки для птиц своими руками сделали наши ребята совместно с родителями. Кормушки особенно нужны зимой. В это время года птицам не хватает корма и незамерзшей воды, и многие птицы избавляются от свойственной им робости. Положив однажды утром в кормушку угощение для птиц, нельзя забывать подкармливать их и впоследствии. Птицы, привыкнув к постоянной подкормке, могут погибнуть, если мы вдруг перестанем их кормить. Периодически наполняя эти своеобразные «столовые» для птиц, наши ребята учатся заботе и милосердию.
Отчёт о количестве изготовленных и размещённых кормушек для птиц и разнообразии птиц, прилетающих на кормушки.
Дата выполнения: декабрь 2024-январь 2025
Участники: воспитанники, воспитатели и родители разновозрастных групп №3,4.
Воспитанники вместе со своими родителями принимают активное участие в изготовлении кормушек для птиц. Также ребята приносят из дома корм для пернатых друзей. В основном к кормушкам прилетают воробьи, синицы. Подкамливаем птиц крошками белого хлеба, пшеном, семечками, овсяными хлопьями, несолёным салом. После того, как разместили кормушки, на территории детского сада стало больше птиц. Ежедневно выходя на прогулку дети вместе с воспитателями не забывают положить корм в кормушки для птиц.
1.7. Создание и размещение на территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к нему территории) искусственных гнездований для птиц
Акция » С заботой о пернатых друзьях»
Отчёт о количестве изготовленных гнездовий (скворечники)
Дата выполнения: март-апрель 2025
Участники: воспитанники, воспитатели и родители разновозрастных групп №3,4.
В рамках акции «С заботой о пернатых друзьях» совместно с родителями (законными представителями) изготовлены и размещены на территории детского сада 8 скворечников. Места их расположения обозначены на карте-схеме территории детского сада.
1.8. Создание и размещение на территории учреждения дошкольного образования «Клумбы для бабочек»
На территории учреждения образования создана «клумба для бабочек». Её месторасположение отмечено на картосхеме территории учреждения.Воспитанники имеют возможность наблюдать за насекомыми, прилетающими к клумбе, имеют представление о разнообразии летающих насекомых.
Дата выполнения: март-апрель 2025
Участники: воспитанники, воспитатели разновозрастных групп №3,4.
Занятие по образовательной области «Изобразительное искусство»(рисование) «Самая красивая бабочка»
1.9. Создание пруда, заселение его растениями. При наличии старого пруда – изучение его состояния, при необходимости принятие мер по увеличению его биоразнообразия.
На территории нашего детского сада создан пруд. Место его расположения отмечено на карте-схеме территории детского сада. Пруд постоянно пополняется и обновляется новыми растениями. Возле пруда замечены насекомые: стрекоза,кузнечик, божья коровка, муравей, комар.
Наблюдение «Жители пруда»
Дети дошкольного возраста очень любопытны. Они с большим интересом любят познавать все новое, делать открытия. А познание нового невозможно без метода наблюдения. Наблюдения — источник знаний о природе, развивающий в детях важное умение: смотреть и видеть. Ребята любят наблюдать за жителями пруда, который находится на территории нашего детского сада. Дети с большим интересом наблюдают за рыбками, водомерками, утками и утятами, живущими в пруду. В чистой, прозрачной воде хорошо видны камушки, травинки на дне пруда.
Дата выполнения: май-июнь 2025
Участники: воспитанники, воспитатели разновозрастных групп №3,4.
1.10. Организовать посадку местных плодово-ягодных видов деревьев и кустарников
1.11. Создание на территории учреждения дошкольного образования «дикого луга» с целью увеличения разнообразия животного и растительного мира
На территории учреждения создан «дикий луг». Его расположение отмечено на картосхеме территории учреждения образования. Организовано наблюдение за растениями, насекомыми на «диком лугу».
Дата выполнения: май-июнь 2025
Участники: воспитанники, воспитатели разновозрастных групп №3,4.
Трудовой десант «Огород на подоконнике»
Дата выполнения: январь-февраль 2025
Участники: воспитанники, воспитатели разновозрастных групп №3,4.
Трудовой десант (посадка огорода) «А у нас на огороде»
Дата выполнения: май 2025
Участники: воспитанники, воспитатели разновозрастных групп №3,4.