5.1. Разработка и ведение дневника либо календаря наблюдений за погодой
Разработали и завели дневники наблюдений за погодой
Ежедневно на прогулке мы с детьми наблюдали за погодой или предлагали самостоятельно понаблюдать. После прогулки дежурные отмечали погоду на календаре группы и в «Дневнике наблюдений за погодой». Фиксация наблюдаемого помогла осмыслить последовательность и взаимосвязь природных явлений. Фиксируя увиденное мы с воспитанниками анализировали явления, выделяли главное, чтобы отразить его в своих дневниках, календарях.
Наблюдая за погодой, дети учились выделять:
1. отдельные явления (светит солнце, идет дождь или снег, дует ветер и др.);
2. степень их интенсивности и другие характеристики (солнце ярко или тусклое, греет сильно или слабо, дождь мелкий, моросящий или крупный, проливной, ветер сильный или слабый и т.д.).
Дети наблюдали не только сами явления погоды, но и их влияние на окружающие предметы: от дождя появляются лужи, асфальт становится мокрый, темный, блестящий, листья на деревьях сверкают, солнце делает все предметы яркими, дает от них тень и т.д.
Наблюдения за погодой включало три параметра:
1. определение состояния неба и осадков. Небо может быть голубым, чистым, на нем может ярко светить солнце, но оно может быть облачным. Могут идти снег или дождь, может сверкнуть молния, появиться радуга.
2. наличие или отсутствие ветра. Ветер – это перемещение воздуха в пространстве, ветер невидим. Его можно ощутить кожей, почувствовать телом (продувает насквозь), заметить по изменению других предметов (качаются ветки деревьев, наклоняются в одну сторону, развеваются волосы, летит пыль, мусор и др.
3. степень тепла и холода. Ее можно определить градусником, однако дошкольникам, еще незнакомым с этим прибором, лучше обнаружить ее по собственной одежде, которая всегда подбирается по состоянию погоды. Например, жарко – на девочках сарафаны, тепло – на девочках платья с длинным рукавом, холодно – на детях курточки, очень холодно – дети в зимней одежде. Такая градация доступна дошкольникам: они постоянно проживают ее – сами одеваются на прогулку, раздеваются, возвращаясь в помещение.
Наши дети приобрели опыт наблюдения за погодой и имеют начальные аналитические навыки.
Фотоотчеты и информацию о проведении наблюдений разместили на сайте учреждения дошкольного образования.
Дата проведения: ноябрь 2024-июнь 2025
Участники: воспитатели и воспитанники разновозрастных групп №3,4
5.2. Провести наблюдение за состоянием атмосферного воздуха на территории учреждения дошкольного образования либо прилегающей к нему территории по состоянию листьев деревьев
Практическая деятельность «Как листья деревьев расскажут нам о состоянии атмосферного воздуха»
Цель: с помощью практической опытной деятельности определить степень загрязнения атмосферного воздуха по состоянию листьев деревьев.
Воспитанники изучили степень загрязнения атмосферного воздуха по состоянию листьев деревьев. Для этого они взяли листья с деревьев, растущих у дороги и на территории игровой площадки группы №4. Листья деревьев, растущих на площадке оказались чище листьев деревьев, растущих у дороги. Сделали вывод: пыль с дороги оседает на листьях деревьев, поэтому они более грязные, чем листья деревьев, растущие вдали от дороги.
Дата проведения: май-июнь 2025
Участники: воспитатель и воспитанники разновозрастной группы №3
5.3. Определение степени загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков на территории учреждения дошкольного образования либо прилегающей к нему территории
Практическая деятельность «Что нам снег расскажет о загрязнении воздуха»
Цель: выяснить опытным путём – чистый ли снег.
Задачи: побуждать детей к исследовательской деятельности ;
— дать представления о том, что снег одно из агрегатных состояний воды;
-побуждать детей к собственным умозаключениям по итогам опытов;
-подвести детей к тому, что в снеге прячется много грязи и поэтому снег нельзя брать в рот, талую воду нельзя пить.
Воспитанники вместе с воспитателем изучали степень загрязнения атмосферного воздуха посредством изучения снежного покрова. Дети наблюдали за снегом, изучали его свойства. Снег является накопителем загрязнений. Поэтому, исследуя снег, взятый в разных местах, можно получить достаточно полное представление о степени загрязнения окружающей среды. Для изучения был взят снег на территории игровой площадки и за пределами детского сада (на обочине у дороги). Рассмотрели снег с помощью микроскопа и лупы. Снег, взятый с территории площадки, оказался чище снега, взятого у дороги. Когда снег растаял, дети сравнили полученную воду. Совместно с воспитателем сделали вывод: воздух на территории детского сада чистый, а на обочине дороги он загрязняется выхлопными глазами проезжающего транспорта.
Благодаря проведённым исследованиям воспитанники умеют делать выводы о состоянии атмосферного воздуха по состоянию снежного покрова.
Дата проведения: февраль 2025
Участники: воспитатель и воспитанники разновозрастной группы №4
5.4. Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения дошкольного образования
В совместной исследовательской деятельности определены основные причины и источники загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения дошкольного образования. К ним относятся: дорога без усовершенствованного покрытия вокруг территории детского сада с двух сторон; расположенная неподалеку котельная на твердом топливе; автотранспорт (спецмашины, привозящие продукты питания; родители, привозящие воспитанников в детский сад (треть воспитанников проживают в городе); проезжающий мимо автотранспорт).
Дата проведения: май 2025
Участники: воспитатели и воспитанники разновозрастных группы №3,4