Дорогие мамы и папы будущих первоклассников!
Вы, наверное, уже сейчас задаетесь вопросом, а готов ли мой ребенок к поступлению в первый класс. Ведь начало школьной жизни — это большое испытание не только для маленького человека, но и для вас, так как школа предъявляет довольно высокие требования к будущему первокласснику.
В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг, вы порой, сбиваетесь с ног в поисках учреждений и частных репетиторов, готовящих детей к школе. И забывается простая истина, что только в ваших силах возможно создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников.
Многие ошибаются, считая главным, чтобы ребенок умел читать, писать и хорошо считать. Но это, как раз, и не самое главное. А самое главное — насколько хорошо у ребенка развиты мышление, внимание, память, речь, мелкая моторика рук, которые являются основным фундаментом для успешного обучения.
Предлагаем вам несколько полезных советов как развить эти важные качества в самом привлекательном для ребенка виде деятельности – игре, и не только в детском саду, но и с близкими, любимыми людьми – в семье.
Проводите больше времени со своими детьми. И вовсе не обязательно для этого выделять специальное время, которого всегда не хватает. Играть можно по дороге из детского сада домой и обратно, на прогулке и даже во время занятий домашними делами.
На прогулке
Удивительно, но сколько полезных сведений можно сообщить ребенку, идя с ним по улице, ведь во время прогулки идет познание окружающего мира. Для развития познавательного интереса, любознательности, обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса, наблюдайте за погодой, формой облаков, сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое, самое высокое животное и др.
Собираясь на прогулку, возьмите с собой мяч и поиграйте с ребенком, например, в игру «Отвечай быстро». Правила игры таковы: взрослый бросает мяч, называет цвет. Ребенок, возвращая мяч, должен постараться быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета. Такие игры помогают добиваться результатов, согласовывать свои действия в соответствии с правилами.
Используйте простейшие игры: «Скажи наоборот» (веселый – грустный, быстрый – медленный и т.д.) , «Закончи слово» — вы произносите первый слог, а ребенок его заканчивает, «Угадай по описанию», когда взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) идет речь. Например: это овощ, он красный, сочный. (Помидор)
Путешествовать на машине можно тоже с пользой, коротая время следующим образом. Один из родителей ведет машину, другой считает, например, обгоняющие их красные автомобили, а ребенок — такие же, идущие навстречу. Можно считать машины определенной марки, определенной величины.
Удостоверьтесь, владеет ли ваш ребенок информацией, которая позволит ему не теряться в незнакомой ситуации: помнит ли он свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей.
Преодолеваем трудности в общении
Дети, к сожалению, не всегда проявляют уважение, вежливое и доброжелательное отношение к окружающим. Они непременно копируют и стремятся подражать во всем взрослым. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды, превратите их в вежливые просьбы. Поиграйте в «Вежливые слова»: во время похода в магазин или поездке на общественном транспорте предложите самостоятельно выполнить реальное действие (купить проездной билет, оплатить покупку, уступить кому – то место), используя при этом вежливые обращения.
Развиваем самостоятельность и умение принимать решения
Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем взрослее он себя ощущает. Важно, чтобы он уже умел самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии, без особой помощи и внимания с вашей стороны.
Для самостоятельного принятия решений предложите ребенку самому пригласить на день рождения своих друзей. Пусть сам выбирает, какие блюда приготовить к праздничному столу, подберет соответствующую одежду и поможет вам выпекать праздничный пирог. При этом познакомьте его с основными мерами объема и массы. При сервировке стола предложите сосчитать приборы по количеству гостей и прочее.
Успехи в школе зависят, во многом, от того как он умеет организовать свое рабочее место. Проиграйте ситуации, которые могут произойти с ребенком в школе, используя школьные атрибуты (портфель, звонки, перемены, отметки и пр).
Развиваем внимание
Магазины, торговые центры – очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите его положить в корзину три пачки печенья, одну пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.
Используйте игры: «Да и нет не говори», «Найди отличия», «Найди два одинаковых предмета», «Зачеркни все буквы А, подчеркни все буквы О» (в газете, старой книге), «Волшебное слово» (взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит «Пожалуйста»), «Назови, что ты видишь» (ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате»), «Где что было» (ребенок запоминает предметы, лежащие на поверхности, затем отворачивается, взрослый в это время меняет их местами, затем ребенок говорит, что изменилось). Не забывайте о загадках и играх-головоломках.
Развиваем мышление и речь
Проведите игру «Придумай название». Для нее необходимо подготовить несколько небольших детских стихотворений. Прочитайте ребенку стихотворение, не называя заголовка. Предложите ему самому придумать название. Эта игра научит выделять главную мысль в стихотворении, придумать даже более удачные названия, чем авторские. Обсуждайте прочитанное, анализируйте поведение людей (героев).
Возьмите на заметку такие игры, как: «Что сначала, что потом», «Найди в ряду лишнюю фигуру», «Сложи целое из частей», «Составь рассказ по картинке», можно использовать «Лото», «Домино» и другие.
Развиваем память и мелкую моторику
Хорошо подойдут игры, типа: «Запомни предметы», «Что ты видел по дороге из детского сада домой?», «Нарисуй такой же» (ребенок рисует на листе бумаги простой предмет, затем лист переворачивается, и он должен нарисовать точно такой же предмет), «Короткий рассказ» (взрослый читает короткий рассказ, ребенок затем его воспроизводит), «Я положил в мешок» (взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы, ребенок должен вспомнить, что в мешке).
Развивая мелкую моторику рук, попробуйте катать по очереди каждым пальцем камешки, бусинки, разминать пластилин, нанизывать крупные пуговицы на нитку, застегивать кнопки, замочки, молнии, делать пальчиковую гимнастику, а также рисовать по точкам, штриховать разными способами, обводить контуры фигур и многое другое.
Разнообразные игры с детьми не трудно найти в интернете и специальной литературе. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком. Самое важное– создать положительный эмоциональный настрой, не сводить все к унылым беседам и нравоучениям. Избегайте фраз типа «Вот пойдешь в школу, там тебе…» и другие, которые могут отбить у ребенка интерес к школе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.
Психологическая поддержка в семье при поступлении ребенка в школу
Поддержка является одним из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между ребенком и родителями. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.
Родительская поддержка – это процесс:
– в ходе которого родитель сосредотачивается на достоинствах ребенка с
целью укрепления его самооценки;
– который помогает ребенку поверить в себя и в свои способности;
– который помогает ребенку избежать ошибок;
– который поддерживает ребенка при неудачах.
Для того , чтобы научиться поддерживать ребенка, родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы в центре своего внимания держать ошибки и плохое поведение ребенка, родителю придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.
Поддерживать ребенка – значит, верить в него. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Поддержка касается не только негативного поведения ребенка. Родитель, стремящийся поддержать своего ребенка, рассматривает не только события (поступок) в целом, но и старается выделить отдельные, позитивные для ребенка стороны. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимым для себя.
Для того, чтобы поддержать ребенка, родитель сам должен испытывать уверенность, он не сможет оказывать поддержку сыну или дочери до тех пор, пока не научится принимать себя и не достигнет самоуважения и уверенности.
Для того, чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:
– забыть о прошлых неудачах;
– позволить ребенку начать «с нуля», опираясь на то, что родитель верит в него, в его способность достичь успеха;
– помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
– помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Возможно, это потребует от родителя некоторого изменения требований к ребенку, но дело того стоит.
Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
1) опираться на сильные стороны ребенка;
2) избегать подчеркивания промахов ребенка;
3) показывать, что Вы удовлетворены ребенком;
4) уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку;
5) уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с
которыми он может справиться;
6) проводить больше времени с ребенком;
7) внести юмор во взаимоотношения с ребенком;
8) знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием;
9) уметь взаимодействовать с ребенком;
10) позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно;
11) избегать дисциплинарных поощрений и наказаний;
12) принимать индивидуальность ребенка;
13) проявлять эмпатию и веру в Вашего ребенка;
14) демонстрировать оптимизм.
Поддерживать можно посредством :
– отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед», «продолжай»);
– высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс », «Все идет прекрасно», «Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад , что ты пробовал это сделать, хотя получилось вовсе не так, как ты ожидал»);
– прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, мягко поднять подбородок ребенка, приблизить свое лицо к его лицу, обнять его);
– совместных действий, физического участия (сидеть, стоять рядом с ребенком, мягко вести его, играть с ним, слушать его, есть вместе с ним);
– выражение лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).
Таким образом, от того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, каково его психическое здоровье, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.
ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться…»
Л. А. Венгер.
У ребенка должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Именно подготовительная группа детского сада позволяет сменить игровую позицию на учебную. Происходят качественные изменения в психической сфере. От позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться».
Если ваш ребенок не готов к новой социальной роли – позиции школьника, то, возможно, у него возникнут трудности. Вы можете столкнуться со стойким нежеланием идти в школу, невысоким познавательным интересом, слабой учебной активностью, низкой работоспособностью. Заметить эти признаки можно задолго до поступления в школу. В этих случаях ребенок инфантилен, стремиться казаться младше своего возраста, живет только по принципу «хочу», совершенно игнорируя «надо». Он негативно относится к любой умственной работе, не любит отвечать на вопросы, не любит чтение. В самостоятельной деятельности ребенок в основном играет в стереотипные игры, сюжеты игр однообразны.
Если Вы это замечаете в ребенке, то:
1. Сходите с ним на экскурсию в школу, покажите как много там детей, посетите уроки, школьные мероприятия, поговорите после уроков с первоклассниками, с учителями.
2. Нежелание идти в школу может объясняться и завуалированным страхом перед «взрослением». Такие дети не уверены в себе, тревожны, не могут принять того, что в школу нельзя брать игрушки, что другие дети могут обидеть. Расскажите такому ребенку, как Вы учились, о школьных друзьях, интересных моментах школьной жизни.
3. Спросите ребенка, кем он хочет стать, на кого быть похожим. Докажите, что именно школа поможет ребенку стать тем, кем он хочет, достичь цели.
4. Если в семье уже есть школьник, не совершайте грубой ошибки, – не обсуждайте его неуспехи и проблемы в присутствии младшего ребенка, не ругайте и не наказывайте, – это может вызвать страх и нежелание быть учеником. Наоборот, отмечайте его успехи, хвалите в присутствии будущего первоклассника. Именно мотивация на успех должна стать для будущего ученика ведущей. И Вы, думая и говоря о школе, должны сами верить, что все будет хорошо.
Для формирования у ребенка «внутренней позиции школьника», учебных мотивов, необходимо решить три основные задачи:
1. Формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
2. Формирование положительного эмоционального отношения к школе;
3. Формирование опыта учебной деятельности.
Для этого используются следующие формы и методы работы:
● беседы о школе;
● чтение рассказов и разучивание стихов на школьную тематику;
● рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним;
● рисование школы;
● игра в школу.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ.
Ребенок должен быть подготовленным в этом плане. Когда ребенок не боится совершать ошибки, он учится их преодолевать. Когда он учится преодолевать трудности в учебе, в научении, у него повышается самооценка. Он приучается ограничивать свои желания, преодолевать трудности, его поведение уже не носит импульсивный характер.
Родителям нужно уметь поддержать, подсказать, а не выполнять задание за ребенка. Любое давление со стороны родителей может у него вызвать нежелание и страх. Поэтому так важны доверительные и позитивные отношения в семье.
Главной отличительной особенностью нового для ребенка вида деятельности (учебной) является формирование произвольного уровня регуляции деятельности – действий (учебных и реализующих отношения с окружающей действительностью) в соответствии с заданными нормами.
Недостаточное развитие волевой готовности с первых же дней обучения в школе значительно затрудняет процесс усвоения знаний. Эти учащиеся неорганизованы, невнимательны, неусидчивы; плохо понимают объяснения учителя; допускают большое количество ошибок при самостоятельной работе и не замечают их; нередко нарушают правила поведения, постоянно забывают дома учебные принадлежности, не успевают за темпом работы в классе.
Как это предотвратить?
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ.
1. Постепенно и очень настойчиво приучайте ребенка к четкому распорядку дня.
2. Придерживайтесь определенных правил организованного поведения.
Ребенок должен:
– Вставать, есть, гулять, ложиться спать в одно и тоже время;
– Уметь занять себя интересным делом;
– Чередовать подвижные, шумные игры с умственными занятиями;
– Находить время для общих семейных дел и труда;
– Стараться не тратить много времени на режимные моменты (умывание, одевание и т. д.).
3. Выполнение детьми постоянных обязанностей в семье. Постоянными обязанностями ребенка 6-7 лет могут быть:
– Полив комнатных растений;
– Мытье посуды за собой;
– Уборка в игровом уголке;
– Поддержание порядка в своих вещах, своей комнате.
4. Выполнение трудовых поручений (сходить в магазин, подмести, накрыть на стол, вымыть посуду и т. д.);
5. Приучать к тому, чтобы любое начатое дело, ребенок доводил до конца;
6.Учите ребенка организовывать свое рабочее пространство.