Здоровое питание

    ЕЩЕ РАЗ О ПЛОХОМ АППЕТИТЕ.

ЧТО ТАКОЕ «ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ»? 

В раннем возрасте – 2-3 года – многие родители сталкиваются с такой проблемой как плохой аппетит любимого   чада. И проблема эта чаще всего появляется в период перехода с жидкой на твердую пищу. Родители пытаются   насильно покормить ребенка, запихнуть в него «ещё хоть ложечку» и попадают в замкнутый круг: он не хочет ни есть   сам, ни чтобы его кормили; он набивает рот едой и сидит, не жуя, может ходить с полным ртом часами, а если   удастся накормить, его тут же рвет.

Пищевое поведение — очень важная часть жизни любого существа, потому что связана с задачами его выживания      и взаимодействия со средой вообще. У человека, помимо чисто биологического аспекта, можно говорить еще и о   символике кормления: кормление — это всегда еще и одаривание любовью, поддержкой, различными, кроме пищи,   средствами выживания и развития. Вспомните русские народные сказки: «Поешь моих яблочек, попробуй моих   пирожков…» — все эти предложения, без сомнения, содержат в себе не только кулинарно — рекламный смысл.   Поэтому очень многие особенности личности маленьких детей связывают со способом их пищевого поведения.

Итак, ребенок, который отвергает или не переваривает пищу, испытывает неосознанные сомнения в том, что это ему   нужно, возможно, отвергает отношение взрослых в той форме, в которой оно проявляется, и не может   справиться с ожиданиями и претензиями, которые к нему предъявляются (отсюда — неспособность пережевывать   то, что под нажимом он все же взял в рот). Долговременными последствиями такого рода переживаний могут быть   пониженная самооценка, слабый жизненный тонус и недоверие к миру вообще. Кормление вопреки желанию   представляет собой одну из форм физического насилия.

Как помочь родителям справиться с этой проблемой?

Прежде всего, убедитесь с помощью педиатра, что у ребенка не нарушен рефлекс глотания. Затем, пока не   возникло невроза (если еще не возникло), следует сделать следующие шаги.

Во-первых, перестать кормить вообще, но класть на видное доступное место ту пищу, которая ребенку нравится   больше.

Во-вторых, сменить обстановку и таким образом сломать стереотип: пусть его покормит бабушка, папа или кто-то   из знакомых — тогда он получит возможность вести себя совсем по-другому.

Одновременно можно попробовать применять игровые приемы воспитания (кормить кукол, зверюшек). И еще   одно пожелание: задумайтесь о том, что для вас значит пища и как вас кормили в детстве? А также попробуйте   сосредоточиться на тех проблемах (материальных, эмоциональных), которые существуют у вас сейчас, помимо   сложностей воспитания малыша. Возможно, именно они бессознательно и породили ваши сегодняшние проблемы,   потому что ребенок в раннем детстве почти всегда отражает то, что получает от взрослых, а язык психосоматики —   единственный, которым он владеет в совершенстве.

И напоследок, вам стоит помнить о том, что самое главное – не воспринимать плохой аппетит ребенка в этом   возрасте как  страшную проблему, потому что ребенок  интенсивно растет до двух лет, с двух до пяти его рост   замедляется, соответственно снижается и потребность в питательных веществах. Малыш вырастет и аппетит,   несомненно, восстановится.

СЕМЬ ВЕЛИКИХ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ «НЕ»

1.        Не принуждать. Поймем и запомним: пищевое насилие — одно из самых страшных насилий над организмом и   личностью, вред и физический и психический. Если ребенок не хочет есть, значит, ему в данный момент есть не   нужно! Если не хочет, есть только чего-то определенного, значит, не нужно именно этого! Никаких принуждений в еде!   Никакого «откармливания»! Ребенок не сельскохозяйственное животное!    Отсутствие аппетита при болезни   есть знак, что организм нуждается во   внутренней очистке, сам хочет поголодать, и в этом случае, голос инстинкта   вернее любого врачебного предписания.

2.        Не навязывать. Насилие в мягкой форме: уговоры, убеждения,  настойчивые повторения, предложения —   прекратить.

3.        Не ублажать. Еда — не средство добиться послушания и не средство наслаждения. Еда- средство жить.   Здоровое удовольствие от еды, конечно, необходимо, но оно должно происходить только от здорового аппетита.   Вашими конфетками вы добьетесь только избалованности и извращения вкуса, равно как и нарушения обмена   веществ.

4.        Не торопить.Еда — не тушение пожара. Темп еды — дело сугубо личное. Спешка еде всегда вредна, а   перерывы в жевании необходимы даже корове. Если приходится спешить в школу или куда-нибудь еще, то пусть   ребенок лучше не доест, чем в суматохе и панике проглотит еще один не дожеванный кусок.

5.        Не отвлекать. Пока ребенок ест, телевизор должен быть выключен, а новая игрушка припрятана. Однако если   ребенок отвлекается от еды сам, не  протестуйте и не понукайте: значит, он не голоден.

6.        Не потакать, но понять. Нельзя позволять ребенку есть что попало и в каком угодно количестве (например,   неограниченные дозы варенья или мороженого). Не должно быть пищевых принуждений, но должно быть пищевые   запреты, особенно при диатезах и аллергиях. Соблюдение всех прочих «не» избавит вас от множества   дополнительных проблем.

7.        Не тревожиться и не тревожить. Никакой тревоги, никакого беспокойства по поводу того, поел ли ребенок   вовремя и сколько. Следите только за качеством пищи. Не приставать, не спрашивать: «Ты поел? Хочешь есть?»   Пусть попросит, пусть потребует сам, когда захочет, так будет правильно – так, только так! Если ребенок постарше,   то   вы можете сообщить ему, что завтрак, обед или ужин готов и предложить поесть. Еда перед тобой: ешь, если   хочешь.

Роль овощей в рациональном питании детей дошкольного возраста

Памятки для родителей по здоровому питанию